14 августа 2025
Исследование охватило 130 ритейлеров и 16 медицинских организаций. Эксперты совершили более 5000 звонков и отправили 2300 обращений по реальным сценариям — от вопросов о бонусах и сроках хранения заказа до записи на прием в клинику. Такой подход позволил оценить не только скорость и полноту ответа, но и умение компании вести диалог на разных этапах клиентского пути.
В 100% случаев клиент получал решение своей задачи, будь то через оператора, IVR или голосового бота. Однако по доступности (количество звонков, принятых за 90 секунд) ритейл за год потерял один процентный пункт — до 86%, в то время как медицина прибавила до 93%. Средняя длительность разговора с оператором составила 1 минуту 3 секунды, с голосовым ботом — 36 секунд, что подтверждает эффективность грамотно настроенной автоматизации.
Сегодня 98% ритейлеров и e-commerce-компаний используют хотя бы один цифровой канал, а 40% игроков работают уже в 4–5 каналах (+12 п.п. за год). В медицине уровень зрелости выше: все крупные компании работают минимум в двух каналах, а один из участников охватил сразу девять.
Скорость часто превосходит телефон: в чатах на сайте 61% запросов решаются менее чем за 5 минут, в приложениях — 54%, в мессенджерах — от 54% до 83%. Лидеры по популярности в ритейле — «ВКонтакте» (85%), Telegram (57%) и чат на сайте (56%). Рост Telegram и собственных каналов отражает стремление компаний снизить зависимость от внешних платформ при сохранении присутствия там, где удобнее клиенту.
Количество ритейлеров с чат-ботами выросло почти на треть — до 67 компаний. 70% из них умеют обрабатывать свободный текст и переводить клиента на оператора с передачей контекста. Лидеры по внедрению — маркетплейсы (88%), за ними идут аптеки и электроника (по 75%). Однако доля интегрированных с внутренними системами ботов слегка снизилась, эффект от запуска новых, ещё не полностью встроенных решений.
По охвату изменений нет: в ритейле голосовые боты есть у 13% компаний (17 из 130), в медицине — у 44% (7 из 16). В ритейле лидирует FMCG, а в медицине — лаборатории. При этом сценарии становятся сложнее: кроме стандартных вопросов об адресах и графике работы, автоматизация охватывает возвраты (47% успешно решенных запросов), программы лояльности (41%) и отдельные кейсы end-to-end записи на услуги. Но в задачах, требующих работы с цифрами и параметрами (номера заказов, временные слоты), голосовые боты пока заметно уступают чат-ботам.
«Всё решает продуманный клиентский путь по каждой проблеме: как долго клиент ждем подключения компании к решению вопроса, как компания использует уже накопленную информацию, чтобы сэкономить его время, насколько оперативно и компетентно решается его проблема. Идеальный контакт-центр — это не просто точка решения клиентских вопросов, а центр создания нового клиентского опыта, формирования и сохранения лояльности, в конечном итоге — точка генерации ценности. Рынок это понял, но еще не весь»— отмечает Валерия Чижикова, руководитель направления исследований клиентского сервиса Naumen
NAUMEN RETAIL CONTACT CENTER RANK 2025
Ведомости: Ритейлеры и медклиники стали больше общаться с клиентами в Telegram
Недавние публикации:
Naumen и ОБИТ трансформировали клиентский сервис девелопера Самолет и группы Плюс,
Новость, 07 августа 2025
Россельхозбанк на 16% повысил скорость обслуживания юридических лиц с базой знаний на Naumen KMS,
Новость, 17 июня 2025
Консультационный центр ДОМ.РФ улучшил клиентский путь и повысил качество сервиса с помощью речевой аналитики Naumen CI,
Новость, 10 июня 2025